Стал городом в 24 года
Судьба нашего города неразрывно связана с судьбой Транссибирской магистрали. Они вместе строились, росли и развивались. Давайте вспомним, как это было. Разрешение на производство изысканий трассы Западно-Сибирского участка дороги было дано царём 21 февраля 1891 года. На изыскания отводился 1 год 9 месяцев и выделялось 200 тысяч рублей. Руководство изысканиями было поручено инженеру К. Я. Михайловскому. Он разбил участок на пять районов: Челябинский, Петропавловский, Омский, Каинский, Колыванский. Начальником Каинской партии был назначен инженер Г. В. Адрианов.
Как только сошёл снег и просохли дороги, в 1893 году, на опушке берёзовой рощи в четырёх верстах от деревни Ново-Чёрновой, рядом с безымянным озерком расположился поселок создателей Западно-Сибирской железной дороги. Ещё осенью 1892 года, по первому снежку, стали свозить сюда и складировать лес, другие стройматериалы. Появились землянки, балаганы строителей, приступивших к расчистке трассы будущей дороги. Основной рабочей силой стали крестьяне из близлежащих губерний. Условия труда были очень тяжёлыми. Но что интересно, люди часто выступали против применения машин, потому что это уменьшало их заработок.
К строительству железнодорожного пути между Омском и Кривощёково (будущий Новосибирск), приступили в середине мая 1894г. Операцией по укладке пути на участке Чаны - Каинск руководил начальник десятой дистанции инженер Иванов, местом постоянного проживания которого стала станция Каинск. Строительство шло быстро, и к осени было уложено 300 вёрст пути от Омска.
Под руководством К.Я. Михайловского дорога была сдана за год до срока и при значительной экономии запланированных расходов (по разным источникам экономия составила от миллиона до 4 миллионов рублей). Посреди лесо-степи появились станции Татарская, Карачи, Тебисская, Каинск-Томский (ныне Барабинск), Кожурла, Убинская, Каргат. Станция Татарская была 4 класса, ст. Каинск-Томский - 3-го, остальные станции 5-го класса.
В будущем Барабинске были построены деревянное пассажирское здание на каменном фундаменте, водоёмное здание и гидравлический кран, товарная платформа и пакгауз, паровозный сарай (депо) со стойлами под девять паровозов и мастерскими для ремонта паровозов и вагонов, телеграфная контора. Устроен водопровод от реки Омь до станции, воздвигнута водонапорная башня. Построены мастерские, служебные здания и жилые дома, будки стрелочников. В 1897 году - деревянная церковь и при ней церковно-приходская школа в собственном здании из саманного кирпича за счёт средств фонда Александра III, 10-й врачебный участок с приёмным покоем, стационаром на 15 коек, одним врачом и двумя фельдшерами, баня.
Первыми улицами посёлка к северу от железнодорожных путей стали улицы Путевая, Омская (Деповская), Иркутская, Московская (Иркутская и Московская сегодня - Ленина) и Колыванская (Советская). С южной стороны путей – улицы Барнаульская (Октябрьская), Томская ( Р. Люксембург ) , Курганская (Ульяновская), Бийская (Пушкина). По мере развития посёлка сформировался его центр районе сегодняшнего райотдела милиции.
Станция была подчинена особому полицейскому приставу. Пристав и жандармерия размещались в одноэтажном кирпичном здании по ул. Путевой. В настоящее время там размещается линейный отдел милиции.
В 1898 году принято решение о строительстве вокзала более высокого класса. Подряд на строительство кирпичного здания вокзала выиграл каинский подрядчик Рубанович, представитель известной в Сибири семьи предпринимателей. Он взялся строить вокзал на выгодных для дороги условиях. Взамен ему предоставили право открыть свой ресторан в одном здании с вокзалом. В 1904 году новый вокзал уже принимал пассажиров.
На том месте, где сейчас детский сад № 5 (ул.Карла Маркса 30а), в 1910-х годах товариществом «Ненцинский и Воропаев» была построена паровая мельница. По этой причине улицу от мельницы и дальше на восток до современного Кузнечного переулка стали называть Мельничной. По воспоминаниям сгорела в середине 1930-х годов.
Восточнее мельницы уже в 1903 году размещался склад товарищества «Братья Нобель» (в советское время - нефтебаза) с подъездным железнодорожным путём от станции. Правление этого товарищества было в Санкт-Петербурге, а во многих городах России, расположенных вдоль железной дороги, позволяющей доставлять продукцию в цистернах, были основаны склады. Каинский склад «Братья Нобель» был относительно небольшим, для хранения нефтепродуктов имелись ёмкости объёмом в 3000 пудов, но всегда имел в продаже специальные нефтепродукты высшего качества. Это были смазочные вещества, бензин, масло для автомобилей, моторное топливо для двигателей, мазут, сырая нефть, и конечно, керосин.
В 1897 году был построен дом зажиточного сибиряка Матюшкина Ефима Леонтьевича (из крестьян) (Советская, №133): комбинированный (первый этаж кирпичный, второй - деревянный). Водопровод был устроен от озера, которое в «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге (1900 г.)» названо Каллы, а в книге «Геологические исследования по линии Западно-Сибирской железной дороги» горного инженера А. Краснопольского - Лебяжье. Современное название – Лебяжье. Водонапорная башня снесена в 1971 году в связи со строительством железнодорожной поликлиники. Аналогичная водонапорная башня сохранилась на станции Коченёво. На станции были установлены три гидравлических крана для подачи воды в паровозы. К 1903 году в связи с реализацией мероприятий по повышению пропускной и провозной способности магистрали проложили водопровод от реки Омь, здание водокачки располагалось на берегу реки Омь восточнее Каинска, вода поступала без обработки. Здание водокачки не сохранилось.
В посёлке при железнодорожной станции Каинск, в рамках обеспечения работ по водорегулированию и водоотведению в Барабе, 29 сентября 1900 года открыта метеорологическая станция «Каинск» 2-го разряда.
1 января 1900 г. коммерческой частью Сибирской железной дороги при станции Каинск открыта Государственная Сберегательная касса № 10. В 1907 году в посёлке было открыто Отделение частного Сибирского торгового банка.
Железная дорога и быстро возникающие предприятия требовали квалифицированного труда, но из деревень приходили крестьяне, часто совершенно неграмотные. Поэтому при Каинском отделении тяги Сибирской железной дороги, в начале XX в. открываются «Технические классы службы тяги» или просто техническое училище, которое готовило квалифицированных рабочих для депо и железнодорожных мастерских. Размещалось оно напротив депо, в двухэтажном деревянном здании. При училище в отдельном здании было устроено общежитие («пансион») для учащихся с линии.
По архивным данным, в 1917 году на карте России появился новый город Барабинск. В нем было уже четыре начальные школы, одно высшее начальное училище министерства народного просвещения, одно начальное техническое училище МПС, две православные церкви, синагога, почтово-телеграфная контора (не железнодорожная), аптека и аптекарский магазин, две фотомастерские «Гелиос» и Тропина. Переселенческим управлением был открыт склад сельскохозяйственных орудий. Создано представительство американской компании швейных машин «Зингер», отделение Сибирского торгового банка. В посёлке было 10 магазинов, несколько трактиров. Поданным переписи 1917 г. в городе Барабинске имелось 74 квартала и 5 тысяч 630 жителей. Интересно, что в уездном центре, г. Каинске, жителей было в полтора раза меньше.
Город Барабинск был маломощным в экономическом и культурном отношениях, мало отличался от сельской округи. Барабинск, который предполагалось сделать центром округа, не имел мощёных улиц при общей протяжённости дорог внутри города 26 км. Планировка города была осуществлена в 1916 году. В нём имелись электростанция, две мельницы, кожевенный завод и кирпичный сарай, мастерские по производству и ремонту часов, сапог, мужской одежды и головных уборов, белошвейное производство, шорное производство, кузницы; работали 24 торговых заведения, 3 школы (одна из них 7-летняя), библиотека, клуб, больница, аптека.
В Барабинске не было водопровода до 1928 года. Электричество поступало из Каинской электростанции, мощности которой были весьма ограничены. В 1929 году уже функционировала и городская электростанция Барабинска. В городе отсутствовали и общественные бани. Их не было и в 1932 году. В 1934 году функционировала одна общественная городская баня на 104 места, проработавшая в году 264 дня - 2 640 часов, но простаивавшая 960 часов из-за недостатка топлива. Тем не менее, в ней за год помылись 181 тыс. человек, то есть, каждый житель города в среднем 16 раз за год. В городе в 1929 году насчитывалось 24 торговых заведения
Лобашов, В. Стал городом в 24 года / В. Лобашов // Барабинский вестник. – 2008. - №27. – 1 июля. – стр.2.
Дабы не слыть "Иванами, не помнящими родства" // Барабинские ведомости. – 2017. - №9. – 8 июня. – стр.1
К 125-летию города Барабинска // Барабинские ведомости. – 2018. - №8. – 16 мая. – стр.2




