Что в имени твоём Бараба?
Мы живём в Барабинске, расположенном в центре Барабинской низменности. Известно, что имя этой местности дало племя Бараба (Барама).
А что означает это имя?
Вариантов его происхождения много. Самым очевидным вариантом считается вариант «Бар+аб», где «бар» - тюркский глагол наличия, а «аб» - древнеперсидское - вода. То есть Бараба - место, где много воды. И в самом деле, чего-чего, а воды у нас хватает. Только вот как быть с вариантом - Барама? «Ам» - что означает? Кроме того, «Бараба», а не «Бараб». «Аба» у тюрков термин родственного старшинства. Таким образом, очевидное - не очевидно.
В работах некоторых авторов из Казани делаются попытки увязать термин с понятием богатства. Но богатыми в те времена барабинцы не были. Достаточно вспомнить описание, данное шведским инженер-лейтенантом Лоренцом Ланге в 1715 -1717 гг. «...Зимой эту пустыню населяет орда татар, которых русские называют барабинскими татарами и которые летом расходятся по реке Таре и другим малым рекам. Это язычники, и живут они так убого ...». И. И. Георги в своём фундаментальном труде «Описание всех в российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» при характеристике предметов быта и убранства барабинцев отмечает, что они такие же, как у башкирцев, только скуднее.
В Свердловской области в Артинском городском округе расположено село Бараба на земле, ранее принадлежавшей башкирам. «Бараба» здесь переводят с башкирского как «яма», «ложбинка», иначе «селение в яме».
В Пермской области находится село Уинское. Нам оно интересно тем, что по преданию, село Уинское возникло на месте древнего селения. Здесь, у слияния трех рек - Аспы, Барабинки и Уи - было несколько шалашей, принадлежавших «татарскому» родовому объединению Бараба. «В старину, пишет местный краевед Ф. П. Пшеничников, всех нерусских поселенцев, независимо от национальной принадлежности, в устных преданиях называли татарами. Пойму в междуречье древние жители считали собственностью рода и называли его именем Бараба. Уинские барабинцы уверяли, что они - это веточка юганско-обских (западносибирских) остяков, называемых в прошлом вогулами. Вследствие повседневного общения с южными соседями они утратили свой язык, но еще долго придерживались обычаев и быта своих предков, верили в сверхъестественную силу птиц и зверей... Слово Бараба имело три значения: топкое, болотистое место, жилье речных бобров, название рода и птички сойки, которую люди, живущие здесь, считали своим тотемом, хранителем людского рода".
Обратите внимание, один из родов западносибирских остяков Бараба производит, по одной из версий, имя своё от сойки.
Считаю эту версию происхождения термина "Бараба" наиболее вероятной.
«Бараба [Барама]» на древне-финноугорском языке сойка. По одной из гипотез сойка была первопредком (тотемом) для одного из первобытных родов людей, которые за долго до финно-угров и до тюрок, жили в лесостепи между Обью и Иртышем. У многих первобытных родов тотемом были животные, растения. По тотему и род назывался.
Чем-то род Бараба оказался знаменит: может какой победой, может страшной бедой, а, может, и своей непоседливостью, чрезмерным любопытством. Неизвестно. Только имя это через все народы, которые в этих местах сменяли друг друга, сохранилось до сих пор. Такое явление характерно для многих мест.Постепенно название Бараба распространилось на сформировавшееся сообщество людей - барабинских татар. Кстати, татарами себя они не называют, они - Бараба. Татарами их назвали русские.
Вот как описывает сойку В. М. Храбрый в «Школьном атласе – определителе птиц»:
«Сойка - Garrulus glandarius. Величиной с голубя. Спина рыжевато-серая, крылья и хвост черные. На сгибе крыла яркие голубые с черными полосками перья. На голове хохол, который у европейской формы рыжеватый, у кавказской и крымской - чёрный, а у сибирской - ярко-рыжий.
Населяет лесную зону от западных границ СССР до Сахалина, Крым и Кавказ. Голос - грубый крик и подражание голосам других птиц.
Довольно легко определяется по характерной окраске. Сойка – родственница воронам и сорокам. Характер сродни сорочьему - нахальный, шумный. Очень любопытна».
Несколько неожиданную поддержку этой версии я получил из так называемой «Кацкой летописи». Сергей Воробьёв и другие ученики Мартыновской школы имени П. А. Пятницкой из Ярославской области под руководством преподаватепя С.Темняткина проводят краеведческие исспедования. И результаты исспедований публикуют в виде выпусков «Кацкой летописи». В № 1-2 (96-97), январь-февраль 2000 года приведены интересующие нас сведения.
«...Однажды в одной из деревень Кацкого стана, на Владышине, от 82-летней Марии Дмитриевны Смирновой было записано такое предание:
- Сама не помню, но мама рассказывапа. Жили люди на Кацке. Жили в землянках. Ловили рыбу, разводили скотину - тем и питались. И народ от какой-от чуднй был, по-русски не говорил. И не цыгане...
Наверное, это предание о…мерянах! Ведь кацкари, как известно, точно так же, как и всё остальное население Ярославской области, произошли от слияния двух народов; финно-угорского племени меря и славян. Случилось это около тысячи лет назад. Отчего же не предположить, что память народная всё ещё хранит известия о своих далёких нерусских предках? ... Труд Ореста Борисовича Ткаченко «Мерянский язык». Украинский учёный сделал попытку восстановить исчезнувший язык древних мерян. Он, кстати, предположил, что в отдельных местах на территории современной Ярославской области меряне, как отдельный народ, сохранялись вплоть до начала XVIII века и только потом были окончательно поглощены русскими... Так, на взгляд Ткаченко слово «бараба» по-мерянски - «быстроделающий», а кацкари барабою или барабошкою называют всякого быстрого говорящего человека...... Сказанное Характерно и для сойки: она тоже птица быстрая и тараторка.
Название Бараба носят деревня в Дапматовском районе Курганской области, в Кетовском районе Курганской области, микрорайон в г. Каменск Уральский. Историю названия их этим именем мне найти не удалось. Обращает только на себя внимание тот факт, что области распространения этого этнонима соседствуют с нашей Барабой.
На Камчатке одна из гор Срединного хребта названа «Бараба».
Этноним Бараба встречается и в Европе, но там его связывают с католическим именем Варава.
Таким образом, термин «Бараба», вероятно, дотюрского времени, скорее всего протофиноугорского происхождения. Имеются серьёзные основания предполагать, что прародиной финно-угорских народов были места по обе стороны Урала. Оттуда они распространились по местам нынешнего проживания. Затем, в процессе тюркоизации местных племён, ему придали ближайшие по звучанию значения, отсюда и многовариантность его толкования.
Лобашов, В. Что в имени твоём Бараба? / В. Лобашов // Барабинский вестник. – 2008. - №8. – 20 февраля. – стр.9



